29 НОЯБРЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ ДЖОРДЖА ХАРРИСОНА
«Вклад Харрисона в рок-музыку, или Как ситар произвел революцию в классическом роке»
В 1966 году музыкальная индустрия навсегда изменилась в тот момент, когда Рави Шанкар подружился с Джорджем Харрисоном, ведущим гитаристом группы "Битлз". К тому времени Харрисон уже принял участие в записи знаменитой композиции "Norwegian Wood", которая впервые появилась на альбоме группы 1965 года "Rubber Soul" и стала первой западной поп-песней, в которой использовался ситар. Джордж был очарован этим инструментом за год до этого, когда кто-то украсил изображением ситара декорации к битловскому фильму "HELP!". После встречи с Шанкаром Харрисон с болью осознал всю сложность самостоятельного обучения и отправился в Индию на шесть недель, чтобы брать у Шанкара уроки раз в две недели.
Шанкар согласился обучать Харрисона из-за его огромной увлечённости и скромности, которые он проявил в отношении своих знаний о ситаре. При этом Харрисон совершенно не знал основ этикета в музыке хиндустани. Однажды Джордж перешагнул через свой ситар, чтобы ответить на телефонный звонок, и Шанкар пришёл в ужас: проявление максимального уважения к своему инструменту - одно из самых важных правил в Индии.
«Рави был моим связующим звеном с ведическим миром», - вспоминает Харрисон. «Рави подключил меня ко всей реальности». Слово "ведический" относится к Ведам, которые являются традиционными индуистскими священными писаниями.
В 1966 году был придуман термин "рага-рок", относящийся к рок-музыке с ярко выраженным индийским влиянием. "Битлз" положили начало тренду. Американский производитель инструментов "Danelectro" в конце 60-х годов представил и изготовил электрический ситар, который использовался во многих рок-песнях. Это должно было сделать его проще и доступнее для западных музыкантов, поскольку традиционные ситары были дорогими и их было чрезвычайно трудно освоить. Электрический ситар сочетал в себе знакомое звучание гитары с резким звучанием ситара.
Шанкар удивлялся: «Странно видеть поп-музыкантов с ситарами. Сначала я был сбит с толку. Это имело так мало общего с нашей классической музыкой. Когда ко мне пришел Джордж Харрисон, я не знал, что и думать, но понял, что он действительно хочет учиться. Я никогда не думал, что наша встреча вызовет такой взрыв, что на поп-сцене вдруг появится индийская музыка. Это своеобразно, но из этого вырастает настоящий интерес».
К моменту выхода альбома "Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band" в 1967 году Харрисон нашёл свой собственный "голос" на ситаре, используя приёмы, которым он научился у Шанкара, чтобы выразить свой творческий гений. Песня "Within You, Without You" о поиске трансцендентального мира и жизни без эго, является одной из самых успешных попыток "Битлз" охватить как звучание, так и философию Южной Азии.
Это привело многих творческих людей к увлечению индийским мистицизмом, медитацией и йогой. Внезапно философия расширения сознания стала ассоциироваться с расширяющими сознание наркотиками. Шанкар не возражал против того, что популярные музыканты взяли в руки его священный инструмент, но ему не понравилась ассоциация богатого культурного наследия Индии с такими наркотиками, как ЛСД. Для Шанкара было важно поддерживать драгоценные древние традиции ситара и одновременно поощрять культурное слияние.
Смешение стилей "Битлз" и открытость к экспериментам стали ключом к их успеху и массовому влиянию. Дружба Шанкара и Харрисона объединила два мира и открыла двери артистам со всего света для создания кросс-культурной музыки в стиле фьюжн.
................
Перевод: Рита Гафи